Вы здесь

Раздел 15 ПДД РФ. Движение через железнодорожные пути

п 15.1 ПДД. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).

п 15.2 ПДД. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

п 15.3 ПДД. Запрещается выезжать на переезд:

при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);

при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);

при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);

если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;

если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).

Кроме того, запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

самовольно открывать шлагбаум;

провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;

без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.

п 15.4 ПДД. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет - не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего - не ближе 10 м до ближайшего рельса.

п 15.5 ПДД. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:

при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;

при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

Комментарий к Разделу 15 Правил дорожного движения РФ

Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине) *(106).

Переезды, расположенные в населенных пунктах, должны оборудоваться пешеходными дорожками. При наличии на таких переездах переездной сигнализации пешеходные дорожки оборудуют звуковой сигнализацией, дополнительно информирующей пешеходов о запрещении движения через переезд.

По месту расположения переезды подразделяются на переезды общего пользования, необщего пользования и технологические. К переездам общего пользования относятся переезды на пересечениях железнодорожных путей с автомобильными дорогами общего пользования. Переезды на пересечениях железнодорожных путей с дорогами отдельных предприятий и организаций считаются переездами необщего пользования и содержатся за счет средств этих предприятий и организаций.

Согласно Инструкции МПС переезды делятся на регулируемые и нерегулируемые. К регулируемым относятся переезды, оборудованные устройствами переездной сигнализации, извещающей водителей транспортных средств о подходе поезда, или обслуживаемые дежурными по переезду, а также другими работниками железной дороги, которым поручено регулировать движение на переезде.

К нерегулируемым относятся переезды, не оборудованные устройствами переездной сигнализации и не обслуживаемые дежурными по переезду или другими работниками, которым поручено осуществлять регулирование движения на переезде.

Возможность движения через нерегулируемые переезды определяется самим водителем с учетом видимости приближающегося поезда и наличия знака "Движение без остановки запрещено".

Итак, запрещено пересекать любые железнодорожные пути в иных местах, кроме специально оборудованных переездов. Попытки водителей нарушить это требование приводят к ДТП с тяжкими последствиями в результате столкновения с поездом, а также к повреждению железнодорожного пути.

Учитывая, что остановочный путь поезда многократно превышает остановочный путь автомобиля, Правила предоставляют абсолютный приоритет поезду на нерегулируемых железнодорожных переездах, поэтому водитель транспортного средства может пересекать пути только при безусловном выполнении требования "уступить дорогу" (необходимо пропустить поезд).

Следует помнить, что остановочный путь поезда, движущегося со скоростью около 100 км/ч, составляет (в зависимости от массы поезда) 800-1000 метров. Для того, чтобы водитель имел возможность заблаговременно убедиться в отсутствии приближающегося поезда, с места водителя должна быть обеспечена видимость на определенное расстояние в обе стороны вдоль железнодорожных путей.

При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины) *(107).

Переезд должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, светофорами, другими средствами сигнализации.

Водитель при подъезде к железнодорожному переезду должен действовать согласно требованиям установленных там технических средств организации дорожного движения и указаниям дежурного по переезду. Следовательно, как и в других ситуациях дорожного движения, водитель должен, в первую очередь, ориентироваться на сигналы и указания регулировщика (дежурного по переезду), даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям знаков и разметки (пункт 6.15 ПДД РФ).

При отсутствии на переезде регулировщика водитель подчиняется сигналам светофора, описание которых приводится в пунктах 6.2 и 6.9 Правил. Круглый бело-лунный мигающий сигнал разрешает движение через переезд и, по сути, является аналогом зеленого сигнала на регулируемом перекрестке. Исходя из требований пункта 15.4 ПДД, остановиться у знака 2.5 водитель должен только в случае, когда движение запрещено, то есть при красном сигнале светофора. Закрытый шлагбаум - даже при выключенном светофоре - это запрещающий для водителя сигнал (аналогичный красному).

Если светофорная сигнализация не работает, а шлагбаум открыт, то переезд переходит в разряд нерегулируемого со всеми вытекающими отсюда для водителя действиями. Это означает, что в такой ситуации водитель должен руководствоваться установленными перед железнодорожным переездом знаками 2.5 "Движение без остановки запрещено" и, конечно, проезжать через переезд, только убедившись в отсутствии приближающегося поезда.

Запрещается выезжать на переезд:

- при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);

- при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);

- при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);

- если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;

- если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).

Кроме того, запрещается:

- объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

- самовольно открывать шлагбаум;

- провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;

- без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш *(108).

Важно обратить внимание, что нарушение любого из приведенных здесь условий недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Указанные здесь ограничения направлены на предотвращение аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в результате несоблюдения водителями требований Правил. На большинстве переездов установлены шлагбаумы, перекрывающие половину проезжей части или несколько больше половины (для возможности проезда автомобилей оперативных служб с включенным проблесковым маячком синего цвета). Выезд на встречную полосу и попытки пересечения переезда по полосе встречного движения опасны и запрещены Правилами.

Правила также запрещают самовольно открывать шлагбаум, перевозить через ж/д переезд в нетранспортном положении различные специальные транспортные средства (сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы), так как они могут повредить или разрушить переезд, железнодорожное полотно. Для того чтобы не повредить настил или оборудование переезда (ограждения, шлагбаумы, знаки, светофоры), водители обязаны закреплять в транспортном положении рабочие органы (отвал бульдозера, навесное оборудование трактора и т.п.) дорожно-строительных, уборочных, сельскохозяйственных машин и механизмов.

В соответствии с данным пунктом Правил перевозчик должен согласовать с начальником дистанции пути порядок движения тихоходных машин (например, дорожного катка, экскаватора и т.п.), а также тракторных саней-волокуш. Такое согласование не проводится по требованиям "Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ" (утверждена Минтрансом России 27.05.1996 г.), если габариты и масса упомянутых в данном пункте тихоходных машин меньше установленных Инструкцией.

В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет - не ближе пяти метров от шлагбаума, а при отсутствии последнего - не ближе 10 метров до ближайшего рельса *(109).

Указанные места остановки определены с учетом видимости сигналов светофора и исключения опасного влияния удара воздушной волны от проходящего на большой скорости поезда.

При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда.

Одновременно водитель должен:

- при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 метров (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

- оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;

- при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки *(110).

Примечание.

Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

К указанным действиям водитель должен прибегнуть и в случае, если при проезде через переезд с автомобиля упал какой-либо предмет, который невозможно быстро убрать, что создает опасность для движения поездов. Действия дежурного по переезду в подобных случаях регламентируются Инструкцией МПС *(111).