Вы здесь

Раздел 24 ПДД РФ. Дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности

п 24.1 ПДД. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.

п 24.2 ПДД. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по правому краю проезжей части - в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

п 24.2.1 ПДД. Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:

в пешеходной зоне - в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг;

по тротуару, пешеходной дорожке - в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг, и при соблюдении одного из следующих условий:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;

по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним;

по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;

на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;

средство индивидуальной мобильности оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.

п 24.3 ПДД. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

п 24.4 ПДД. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет, а также детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

Движение детей в возрасте младше 7 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, должно осуществляться только в сопровождении взрослых.

п 24.5 ПДД. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

п 24.6 ПДД. Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

пп 24.6.1 ПДД. При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.

п 24.7 ПДД. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

п 24.8 ПДД. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:

управлять велосипедом, мопедом и средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);

пересекать дорогу по пешеходным переходам.

п 24.9 ПДД. Запрещается буксировка велосипедов, средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедами, средствами индивидуальной мобильности и мопедами, кроме буксировки велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности соответственно.

п 24.10 ПДД. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

п 24.11 ПДД. В велосипедной зоне:

велосипедисты и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.1(1) - 9.3 и 9.6 - 9.12 настоящих Правил;

пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения требований пунктов 4.4 - 4.7 настоящих Правил.

Комментарий к Разделу 24 Правил дорожного движения РФ
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

Дополнительные требования к определенным категориям водителей содержатся в разделе 24 Правил и касаются особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней и прогона животных.

Например, управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.

Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ может снижаться указанный возрастной ценз, но не более чем на два года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств - специального регистрационного знака.

Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

2) перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до семи лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

3) перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

4) двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

5) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Водители велосипедов, мопедов, гужевых повозок (сани), погонщики верховых и вьючных животных или стада животных должны осуществлять их движение только по крайней правой полосе в один ряд. Водителям велосипедов и мопедов запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, или любой груз, мешающий управлению.

Требование, касающееся обязанности иметь при себе и предъявлять сотрудникам милиции перечисленные в этом пункте документы, относится только к водителям механических транспортных средств. Однако согласно пункту 24.1 Правил дорожного движения субъекты РФ могут устанавливать порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а на этих транспортных средствах - специального регистрационного знака. В таких случаях должен быть предусмотрен и механизм соответствующего контроля.

Новый комментарий и пояснения к Разделу 24 ПДД России

Раздел 24 ПДД РФ выдвигает ряд специфических требований к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих средства индивидуальной мобильности (например, электросамокаты). Пункты этого раздела указывают на возрастные ограничения, особенности движения в различных условиях и т.д.

24.1. Устанавливает, что велосипедисты и пользователи средств индивидуальной мобильности старше 14 лет должны двигаться по специализированным дорожкам, если они имеются.

24.2. Этот пункт устанавливает исключения, при которых велосипедисты старше 14 лет могут двигаться по правому краю проезжей части, обочине или по тротуару/пешеходной дорожке. Причины могут включать отсутствие специализированных дорожек, сопровождение молодых велосипедистов или перевозка детей.

24.3. Устанавливает, что велосипедисты и пользователи средств индивидуальной мобильности в возрасте от 7 до 14 лет могут двигаться только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.4. Этот пункт регулирует движение самых молодых участников дорожного движения - велосипедистов и пользователей средств индивидуальной мобильности младше 7 лет. Они могут двигаться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых.

24.5. Регулирует движение велосипедистов и пользователей средств индивидуальной мобильности по правому краю проезжей части и предписывает двигаться только в один ряд, за исключением колонн велосипедистов, которые могут двигаться в два ряда при соблюдении определенных условий.

При соблюдении этих правил велосипедисты, водители мопедов и пользователи средств индивидуальной мобильности обеспечивают безопасность на дороге для себя и других участников дорожного движения. Эти требования также помогают упорядочить движение и предотвращают хаос на дорогах, особенно в городах, где такие средства передвижения становятся все более популярными.

24.2. Исключения, позволяющие велосипедистам двигаться по проезжей части, обочине и тротуарам, подчеркивают необходимость гибкости в ситуациях, когда специализированные дорожки отсутствуют или заблокированы, а также учитывают необходимость в сопровождении молодых велосипедистов и безопасной перевозке детей.

24.3 и 24.4. Эти пункты отражают важность обеспечения безопасности молодых участников дорожного движения, требуя, чтобы их передвижение было ограничено местами с меньшим движением и большей безопасностью, и чтобы самые молодые из них всегда находились под наблюдением взрослых.

24.5. Запрещение обгона или объезда с левой стороны для пользователей средств индивидуальной мобильности помогает уменьшить вероятность столкновения с транспортными средствами, которые могут не ожидать такого поведения.

В общем, эти правила служат для того, чтобы сбалансировать потребности велосипедистов, водителей мопедов и пользователей средств индивидуальной мобильности со стандартами безопасности и потоком других транспортных средств на дорогах.

24.6. Это правило устанавливает верхнюю границу скорости для средств индивидуальной мобильности, что способствует безопасности как пользователя, так и окружающих. Особенно важно то, что при движении по местам, где есть пешеходы, такие лица обязаны либо спешиться, либо снизить скорость до скорости движения пешеходов, чтобы обеспечить безопасность всех участников движения. Пешеходы всегда имеют приоритет при совмещенном движении, что подчеркивает их уязвимость в случае столкновения.

24.6.1. При пересечении проезжей части велосипедисты и пользователи средств индивидуальной мобильности должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения. Это требование гарантирует, что велосипедисты и пользователи средств индивидуальной мобильности будут проявлять осторожность и уважение к другим участникам дорожного движения.

24.7. Водители мопедов, подобно велосипедистам, обязаны двигаться по правому краю проезжей части или по полосе для велосипедистов. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Это помогает уменьшить возможные конфликты с другими транспортными средствами на дороге и поддерживает безопасное движение для всех участников.

24.8. В этом разделе перечислены действия, которые велосипедистам, пользователям средств индивидуальной мобильности и водителям мопедов запрещено делать по соображениям безопасности и предотвращения возможных аварий. Запрещения, касающиеся управления без держания руля, перевозки груза или пассажиров, которые могут препятствовать управлению, поворота налево или разворота на определенных дорогах, движения без застегнутого мотошлема и пересечения дороги по пешеходным переходам, все они направлены на уменьшение рисков и улучшение безопасности движения.

24.9. Запрет на буксировку велосипедов, средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также их использование для буксировки других транспортных средств, основан на безопасности. Такие ситуации могут стать причиной неожиданных маневров и аварий на дороге. Исключение составляют лишь специальные прицепы, предназначенные для эксплуатации с данными средствами передвижения.

24.10. Это правило устанавливает, что в темное время суток или при недостаточной видимости велосипедисты, лица, использующие средства индивидуальной мобильности, и водители мопедов должны обеспечивать свою видимость для других участников дорожного движения. Вне населенных пунктов это становится обязательным требованием, что помогает снизить риск столкновения с этими участниками дорожного движения.

24.11. В велосипедной зоне установлены особые правила для велосипедистов и пользователей средств индивидуальной мобильности. Они имеют преимущество перед механическими транспортными средствами и могут использовать всю ширину проезжей части, предназначенную для движения в данном направлении, при условии соблюдения определенных требований Правил. Также учтено, что пешеходам разрешено переходить дорогу в любом месте при соблюдении определенных требований. Эти условия создают более безопасную и комфортную среду для велосипедистов и пользователей средств индивидуальной мобильности, пешеходов и других участников дорожного движения.