Вы здесь

Раздел 7 ПДД РФ. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

п 7.1 ПДД. Аварийная сигнализация должна быть включена:

при дорожно-транспортном происшествии;

при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

при ослеплении водителя светом фар;

при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);

при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки "Перевозка детей"*(7.1), и высадке из него.

Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

п 7.2 ПДД. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

при дорожно-транспортном происшествии;

при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов.

п 7.3 ПДД. При отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.

Комментарий к Разделу 7 Правил дорожного движения РФ
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

Аварийная световая сигнализация должна быть включена:

1) при дорожно-транспортном происшествии;

2) при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

3) при ослеплении водителя светом фар;

4) при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).

Водитель должен включать аварийную световую сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство *(142).

Аварийная световая сигнализация представляет собой одновременное включение всех указателей поворота и боковых повторителей. Поскольку аварийная световая сигнализация предназначена для оповещения других участников движения об опасности, она должна включаться незамедлительно, как только в процессе движения транспортного средства возникла ситуация, требующая привлечения внимания водителей других транспортных средств.

При буксировке аварийная световая сигнализация может быть включена в случае ее исправности. В противном случае следует руководствоваться положением пункта 7.3 Правил, то есть устанавливать сзади на буксируемом транспортном средстве знак аварийной остановки.

Включение аварийной сигнализации при ослеплении согласуется с требованием пункта 19.2 Правил, предписывающим в этом случае снизить скорость и остановиться, не меняя полосы движения.

Включение аварийной сигнализации в иных ситуациях не регламентируется, и водитель должен это делать с учетом конкретной обстановки. Например, не лишним будет включение аварийной сигнализации при временной остановке на обочине узкой дороги для мелкого ремонта автомобиля или замены колеса.

То есть данный пункт 7.1 Правил указывает четыре основных случая, когда водитель должен прибегнуть к услугам аварийной сигнализации.

Однако во втором абзаце пункта 7.1. указано, что водитель должен (но не обязан) осуществлять включение аварийной сигнализации и в иных случаях. При этом понятие "иных случаев" не регулируется. Водитель должен это делать с учетом конкретной дорожно-транспортной ситуации. Например, при возникновении в пути неисправностей, с которыми разрешается движение к месту ремонта или стоянки.

При остановке транспортного средства и включении аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии, знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

1) при дорожно-транспортном происшествии;

2) при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями (пункт 7.2 Правил дорожного движения).

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и 30 метров - вне населенных пунктов.

Знак аварийной остановки представляет собой треугольник, имеющий красную светоотражающую кайму.

Обязательность установки знака аварийной остановки в случаях, указанных в рассматриваемом пункте Правил, вызвана необходимостью заблаговременного предупреждения других участников дорожного движения о возможной опасности.

В соответствии с пунктом 7.7 Приложения к Основным положениям автобусы, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы с боковым прицепом, колесные трактора должны быть оснащены треугольным знаком аварийной остановки, изготовленным в соответствии с требованиями ГОСТ 24333-97 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения предупреждающих треугольников". Соответствие знака аварийной остановки требованиям упомянутого стандарта должно быть подтверждено соответствующим сертификатом, выдаваемым в установленном порядке аккредитованными Госстандартом России (ныне - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) органами по сертификации.

Установка знака аварийной остановки должна производиться незамедлительно после остановки транспортного средства в случаях, указанных в данном пункте Правил. Знак следует устанавливать со стороны приближающихся транспортных средств на расстоянии не менее указанного в рассматриваемом пункте Правил. В целях обеспечения безопасности дорожного движения рекомендуется по возможности устанавливать знак на большем расстоянии, чем указано в Правилах.

При отсутствии или неисправности аварийной световой сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки *(143).

В соответствии с пунктом 7.1 Правил на буксируемом механическом транспортном средстве должна быть включена аварийная световая сигнализация, а на буксирующем - в светлое время суток ближний свет фар или противотуманные фары (пункты 19.4 и 19.5 Правил).

Поскольку аварийная сигнализация в случае ДТП или технической неисправности может оказаться неработоспособной, Правила предписывают в этих случаях закреплять на задней части буксируемого автомобиля знак аварийной остановки, который в соответствии с пунктом 7.7 Приложения к Основным положениям должен быть на всех механических транспортных средствах, кроме двухколесных мотоциклов.

В эксплуатации все еще находятся автомобили старых моделей, не оснащенные световой аварийной сигнализацией. При буксировке таких транспортных средств сзади должен закрепляться знак аварийной остановки.

Новый комментарий и пояснения к Разделу 7 ПДД России

Раздел 7 Правил устанавливает правила и требования к использованию аварийной сигнализации и знака аварийной остановки в различных ситуациях на дороге.

Пункт 7.1 определяет случаи, когда необходимо включать аварийную сигнализацию. Это включает дорожно-транспортные происшествия, вынужденную остановку в местах, где остановка запрещена, ослепление водителя светом фар, буксировку и посадку/высадку детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки "Перевозка детей". Водитель также может включать аварийную сигнализацию в других случаях, чтобы предупредить других участников дорожного движения об опасности, которую может создать его транспортное средство.

Пункт 7.2 указывает на обязательность выставления знака аварийной остановки при остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии. Знак должен быть выставлен при дорожно-транспортном происшествии и вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также в ситуациях, когда транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями. Расстояние от знака до транспортного средства должно быть не менее 15 м в населенных пунктах и 30 м вне населенных пунктов.

Пункт 7.3 указывает на необходимость закрепления знака аварийной остановки на задней части буксируемого механического транспортного средства в случае отсутствия или неисправности аварийной сигнализации на нем. Это требование позволяет предупредить других участников дорожного движения о наличии аварийной остановки и обеспечить их безопасность.

Раздел 7 Правил дорожного движения РФ призван обеспечить безопасность на дорогах в случаях использования аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Соблюдение этих требований позволяет водителям предупредить других участников дорожного движения о наличии опасности и создать безопасные условия на дороге.

Аварийная сигнализация, как предусмотренное Правилами средство оповещения, используется в ситуациях, когда возникает необходимость предупредить других участников дорожного движения о непредвиденных обстоятельствах или опасности. Включение аварийной сигнализации при дорожно-транспортном происшествии, вынужденной остановке в запрещенных местах, ослеплении водителя светом фар и других случаях позволяет другим водителям и пешеходам обратить внимание на препятствие и принять соответствующие меры для обеспечения безопасности.

Знак аварийной остановки, в свою очередь, используется для более наглядного и заметного предупреждения о наличии остановленного транспортного средства. Он должен быть незамедлительно установлен в случаях дорожно-транспортного происшествия, вынужденной остановки в запрещенных местах и в ситуациях, когда транспортное средство не может быть своевременно замечено другими участниками дорожного движения. Это позволяет предупредить о возможной опасности и создать безопасную зону вокруг остановленного транспортного средства.

Соблюдение требований, установленных в разделе 7, является важной составляющей безопасного дорожного движения. Водители должны быть готовы к использованию аварийной сигнализации и знака аварийной остановки в соответствии с Правилами, чтобы предупреждать и информировать других участников дорожного движения о возможных опасностях и обеспечивать безопасность всех участников на дороге.